//nativeahiska.ucoz.org/post-177-1214146847_22.gif
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ » АХЫСКА

Турки – Mесхетинцы Просят Президента Путина о Реабилитации. С реабилитацией Ахыска Турок будет перевернута последняя страница сталинского
 Турки – Mесхетинцы Просят Президента Путина о Реабилитации.

С реабилитацией Ахыска Турок  будет перевернута последняя страница сталинского периода истории России.



7 февраля 2015 г. СМИ распространили обращение-просьбу Турок-Месхетинцев к президенту В.В.Путину о реабилитации. В обращении, в частности, говорится, что «В целях восстановления исторической справедливости, устранения последствий незаконной депортации с территории Крымской АССР , болгарского, греческого, крымско-татарского и немецкого народов и допущенных нарушений их прав 21 апреля 2014 года Вы подписали указ № 268 «О мерах по реабилитации, болгарского, греческого, крымско-татарского и немецкого народов и государственной поддержке их возрождения и развития». Данный указ, кроме признания незаконной депортации народов во времена СССР с территории Крыма, содержит исчерпывающий комплекс мер направленный на социально-экономическую поддержку реабилитируемых народов, депортированных с территории Крымской АССР.
 
Общественная организация Международное Общество Месхетинских Турок «Ватан» в целях восстановления исторической справедливости, устранения последствий незаконной депортации с территории ГССР мусульманского населения (подавляющее большинство – Месхетинские Турки) обращается к Вам, как к Президенту Российской Федерации, которая является правопреемником СССР, с просьбой об издании специального указа о реабилитации мусульманского населения депортированного с территории ГССР в 1944 г. в республики Средней Азии».


Турки-Месхетинцы являются единственным народом на постсоветском пространстве, который не был реабилитирован. За это время проблема не раз становилась предметом исследований со стороны этнологов, историков, лингвистов, политологов России, Украины, Киргизии, Грузии. Написано несколько десятков диссертаций, посвященных широкому спектру тем, связанных с этим народом – от этногенеза Ахыска Турклери до технологий контртеррора. Среди авторов, посвящавших свои труды этому народу есит немало громких имен, среди которых В.В.Амелин, Э.Панин, Н.Ф.Бугай, В.А.Симоненко, М.И.Мамаев, Л.Н.Дьяченко, В.Н.Земсков, М.А Аствацатурова и другие.
 
Однако вопрос остается открытым. Особую остроту он получил после воссоединения Крыма с Россией на фоне усложнившейся ситуации на юго-востоке Украины. Уже очевидно, что результатом утраты «национального дома» ахыска может стать и полная утрата этнической культуры и тюркский мир станет меньше на один древний народ, который продолжает бороться за свою уникальность.
 
Труности в решении этой проблемы наталкиваются на политические подводные камни. Несмотря на настойчивые рекомендации российской стороны обратить внимание на проблему, международное сообщество не оказывает давления на грузинских политиков, а ближайший «родственник» по тюркскому миру  – Турция – не выступают активно на международной арене за восстановление прав Турок-Месхетинцев (традиционная культура народа  и язык близки культуре анатолийских турок). Хотя при этом проявляет активность в поддержке российских тюрок, имеющих всю полноту гражданских прав. Понятно нежелание Турции конфликтовать с Грузией и усложнять отношения с Арменией, которая может негативно воспринять увеличение числа мусульман в Джавахетии. Важно отметить, что указ президента Грузии Э. Шеварднадзе, «Об утверждении Государственной программы по решению правовых и социальных проблем депортированных и репатриированных в Грузию месхов», подписанный еще в декабре 1996 г. Однако сегодня турки-месхетинцы оказались перед экзистенциальным выбором: быть или не быть.
 
Старшее поколение Ахыска бьет тревогу в связи с тем, что молодежь теряет национальную систему ценностей, утрачивает язык и традиции, а сохранять этническую идентичность становится все труднее в условиях дисперсного проживания. Для сохранения семейных и культурных ценностей и языка Туркам-Месхетинцам приходится селиться компактно, но это вызывает раздражение  принимающего сообщества. О том, что опасения старшего поколения не лишены оснований доказывают результаты социологического опроса, опубликованного на сайте ММО «Ватан»: на вопрос «Что для Вас, возвращение на родную землю?», респонденты ответили следующим образом:  Зов земли предков – 18 36.7%, Дело моей жизни – 18 36.7%, Стараюсь для детей – 8 16.3%, Мне это безразлично – 4 8.2%, Несбыточная мечта – 12%, Зависит от моего окружения –0 0%.

Драматизм ситуации заключается в том, что для 12 процентов опрошенных сама возможность утраченного национального дома стала событием из разряда чудесных, несмотря на то, что историческая память этого народ хранит информацию:

 (1) о едином этногенезе – Турки из Месхетии представляют собой особую этническую группу турецкого этноса, сложившуюся в зоне двух этнических территорий –  Грузии и Турции.

(2) о собственной государствренности (амостоятельное феодальное княжество Самцхе), о границах «родной земли» – около 95 % Турок-Ахыска составляют выходцы из Ахалцихского региона (Ахалцихский край занимает территорию между Аджарской автономной республикой на западе и государством Армения на востоке вдоль современной границы Грузии с Турцией);

(3) о единой истории – Вахушти Багратиони (грузинский историк, географ, лексикограф XVIII в., сын царя Картли Вахтанга IV, эмигрировал в Россию в 1724 г. после низложения иранцами его отца) дал наименованию "Самцхе" два возможных объяснения: либо оно происходит от названия "Сами цихе" [в переводе "три крепости": Демоти, Ломсиа (г. Ахалцихе), Одзрхе (Абастумани)], либо, как и считал Л. Мровели, оно происходит от имени Мцхетоса и города Мцхета. Вахушти, перечисляя в своем труде многочисленные области Южной Грузии, отмечал, что «в царствование Багратионов всем этим местностям и областям было дано собирательное наименование  «месхи», а Г.А. Меликишвили считает, что месхи (или мушки) были известны с XII в. до н.э., когда проникли вглубь Малой Азии из юго-западных районов исторической Грузии и создали в конце VIII в. - начале VII в. сильнейшее государство в Малой Азии. Впоследствии племена месхов (мушков) были сильно хеттизированы. Часть месхов, изгнанная киммерийцами, продвинулась на северо-восток и осела в Юго-Западной области исторической Грузии, впоследствии их наименование дало название горному хребту - Мосхийские горы. Однако месхи (мушки) проникли и дальше на север, дав название столице Восточногрузинского царства - Мцхета. Очевидно, лишь позже это название Месхети приобрело собирательное значение. Историческая провинция Месхет-Джавахети вошла в состав Грузинского царства, а с середины XV в. княжество проводит самостоятельную политику. В результате агрессивной политики соседей княжества – Османской империи и Сефевидского Ирана, а так же политики ахалцихского правителя, в 1625 г. край был присоединен к Османской империи, в составе которой находился до 1829 г.

(4) Турки-Месхетинцы чувствуют живую связь с народами бывшей Российской империи, поскольку после присоединения части Ахалцихского пашалыка к Российской империи в 1829 г. Ахалцихские Турки начали контактировать с курдами, грузинами, русскими и другими народами. В 1944 г. мусульмане Южной Грузии были депортированы в Среднюю Азию и Казахстан.
 
(5) Турки-Месхетинцы имеют единый менталитет с представителями всех народов бывшего СССР и связаны с ними элементами «советской « культуры. По итогам Всесоюзной переписи населения 1989 г. в СССР проживало 207, 5 тысяч Турок, сейчас с в пределах бывшего СССР по различным оценкам проживает 200 - 280 тысяч человек.  

(6) единство трагической судьбы народа продолжает оставатся основой консолидации современных ахыска. Этнологи О. Брусина и А. Осипов в статье «Межнациональные отношения: взгляд на проблемы Узбекистана» полагают, что ферганские беспорядки были тщательно подготовлены и организованы, к происшедшим событиям причастны и силы, находящиеся за пределами Узбекистана. Мы полностью согласны с этой оценкой и полагаем, что замешанными в преступлениях против турок-месхетинцев могли быть представители подпольной на тот момент партии ИДУ.

Думается, что обращение к России со стороны Турок-Ахыска является актом отчаяния и последней надеждой на то, что справедливость в отношении этого народа восторжествует. Было бы странно, если бы большая и многонациональная страна, всегда бывшая убежищем для множества народов, не откликнулась на крик о помощи единственного не реабилитированного народа, переживающего сегодня трагедию исчезновения. Кроме того, с реабилитацией Ахыска будет перевернута последняя страница сталинского периода истории России.






Print Friendly Version of this pagePrint Get a PDF version of this 
webpagePDF© NATIVE AHISKA NEWS
Категория: АХЫСКА | Добавил: alim (11/Фев/2015)
Просмотров: 2185 | Рейтинг: 5.0/6
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]